† Котляревский Арсений Николаевич (02(15).01.1910, С.-Петербург– 18.12.1994, Киев) – музиковед, органист, педагог, профессор (1964), Заслуженный деятель искусств УССР (1954).

 

Окончил Ленинградскую консерваторию, историко-теоретический факультет (1935), класс Р. Грубера; органный факультет (1938), класс И.Браудо), где и преподавал в 1937-1950 (с перерывом). Заместитель директора, заведующий кафедрой истории музыки Ташкентской консерватории (1947-1950), заместитель директора Львовськой консерватории (1951-1960), ректор (1960-1968) Новосибирской консерватории, заведующий кафедрой истории музыки Донецкого музыкально-педагогического института (1968-1970 ), профессор класса органа Киевской консерватории (1970-1981), художественный руководитель и директор Республиканского Дома органной и камерной музыки (1984-1994, Киев). Котляревский – автор оригинальних транскрипций для органа, интерпретатор ряда органных произведений. В репертуаре – произведения А. Кабельсона, А. Солера, А. Резона, Д. Габриели, Дж. Фрескобальди, Я. Свелинка, И.-С. Баха, Ф. Листа, С. Франка, С. Кодаи, М. Глинки, С. Танеева, А. Глазунова, а также транскрипций для органа сочинений Н. Римского-Корсакова, М. Колессы, С. Людкевича и др. Котляревский – автор ряда музыковедческих публикаций, посвященных творчеству И.-С. Баха, Ґ.-Ф. Генделя, М. Юдина и др. В соавторстве с женой, Верой Бакеевой, совершил расшифровку цифрованого баса (партия органа) в «Реквиеме» В.-А. Моцарта.
Родился Арсений Котляревский 2 (15) января 1910 года в Ораниенбауме близ Петербурга, умер 18 декабря 1994 года, Киев. Отец был студентом, мать работала в аптеке. В 1929 году он поступил в Ленинградскую консерваторию, в 1935 году окончил ее музыковедческий факультет по классу теории композиции (класс Р.И. Грубера), а в 1938 году – по классу фортепиано и органа (класс И.А. Браудо). В 1935 году началась преподавательская деятельность Котляревского, которая продолжалась всю жизнь.
Еще в 1947 году был назначен заместителем директора Ташкентской консерватории. Он перевозит и устанавливает в одном из концертных залов Ташкента орган, который стал первым и единственным в то время в Средней Азии. В 1953 году за выдающийся вклад в развитие культуры республики Котляревский был награжден Почетной грамотой Узбекской ССР, а перенесеный орган позволил воспитать плеяду органистов и органных композиторов в республике.
В 1951 году после работы в Ленинграде и Ташкенте Комитет по делам искусств переводит его проректором по научной работе в Львовскую консерваторию. 9 лет он провел во Львове, заведуя в разное время кафедрами истории музыки и камерного пения. Именно здесь, во Львове, в 1953 году он был награжден орденом «Знак Почета», а в 1954 году ему за заслуги «в деле постановки учебной и научно-методической работы и подготовки кадров высшей квалификации» было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств УССР.
В 1955 году по инициативе Котляревского был перенесён в концертный зал на ул. Чайковского, 7, который тогда принадлежал Львовской консерватории, орган по недействующего тогда Доминиканского собора. 22 октября 1955 открылся новый концертный сезон филармонии, а 25 октября состоялся первый концерт органной музыки.
После Львова, до 1968 года, Котляревский был ректором Новосибирской консерватории и заведовал кафедрой истории музыки. За годы, которые он руководил музыкальным заведением, существенно возросла материальная база учебного заведения: были построены общежития, новая библиотека, студенческая столовая. Котляревскому удалось существенно укрепить педагогический состав консерватории новыми преподавателями, в частности, из Львова, Ленинграда. Но самым приятным для него достижением были два новых органа, установленных в учебном классе и концертном зале консерватории – оба немецкой фирмы «W.Sauer». Концертный орган стал первым в Сибири, фактически с него началось восстановление сибирских органов (сейчас насчитывается около 20 советских и церковних духовых органов).
В 1957 году при Министерстве культуры была создана постоянная комиссия по органостроению, в которую входили авторитетные специалисты органного дела. В 1969 году комиссию превратили в Совет по органостроению Министерства культуры СССР. От украинских деятелей культуры в комиссию / совет в разное время входили А. Котляревський и В. Хромченко. Благодаря работе этой комиссии были установлены органы в концертных залах филармоний и учебных заведениях, как правило, областных центров и столицах республик. В Украине появились органы в Донецке, Львове, Киеве, Одессе, Ворошиловграде, Виннице, Харькове, Сумах, Черновцах, Ужгороде, Хмельницком, Ровно, Белой Церкви и Ялте. Значительная заслуга в установлении и реставрации многих органов в Украине принадлежит именно Котляревскому или в той или иной степени связана с его именем и влиянием.
С 1970 года А. Котляревський проживал и работал в Киеве. Именно 1970 год считается началом возрождения органного искусства в Украине: он организовал и возглавил класс органа в Киевской консерватории, из которого вышел ряд ведущих современных органистов и педагогов, среди которых Ирина Калиновская, Владимир Кошуба, Галина Булибенко, Валерий Коростелев, Ольга Дмитренко, Валерий Михайлюк, Виталий Пивнов, Анна Мокрова, Наталья Высич, Орест Коваль, музыковеды В. Задерацкий, В. Москаленко, С. Павлишин, Т. Тукова. В 1980 году он создал Республиканский дом органной и камерной музыки и был его художественным руководителем. Умер в Киеве 18 декабря 1994 года.